1. Цели и задачи методических рекомендаций в сфере транспортной безопасности
Целью приведения в соответствие с действующим законодательством паспортов обеспечения транспортной безопасности является повышение уровня антитеррористической защищенности населения, направленное на обеспечение сохранения жизни и здоровья граждан Российской Федерации при осуществлении перевозок.

Методические рекомендации приводят к единому подходу правоприменительной практики в области обеспечения транспортной безопасности, основанной на актуальных разъяснениях компетентных органов в области транспортной безопасности — ФСБ России, Министерства транспорта РФ (Минтранса России), Федеральной службы по надзору в сфере транспорта РФ (Ространснадзора), Федерального дорожного агентства (Росавтодора), МВД России.

Правоприменительная практика в сфере транспортной безопасности собрана для формирования единого подхода к решению возникающих вопросов при применении к перевозчикам:
  • ФЗ № 16-ФЗ “О транспортной безопасности”;
  • Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденных ПП РФ № 1640 от 08.10.2020 г.;
  • Порядка, предусмотренного п. 5 ч. 2 ст. 12 ФЗ № 16-ФЗ “О транспортной безопасности”;
  • Актуальные разъяснения по состоянию на 20.09.2024 г. от Министерства транспорта РФ, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта РФ, Федерального дорожного агентства от 01.10.2021 г., 20.03.2023 г., 08.09.2023 г., 15.09.2023 г., 21.02.2024 г., 06.03.2024 г., 13.03.2024 г., 14.03.2024 г., 02.04.2024 г., 17.07.2024 г., 05.09.2024 г.
Каждый раздел методических рекомендаций содержит:
  1. Описание ситуаций возникающих при проведении контрольно-надзорных мероприятий при проверке паспортов обеспечения транспортной безопасности транспортных средств перевозчиков на предмет соответствия требованиям действующего законодательства, а также ситуации, возникающие при выполнении перевозчиками обязанностей в области обеспечения транспортной безопасности.
  2. Примеры актуальных разъяснений решения ситуаций от Министерства транспорта РФ, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта РФ, Федерального дорожного агентства, Прокуратуры России для определенных ситуаций, возникающих в сфере транспортной безопасности.
  3. Примеры формулировок для проведения контрольно-надзорных мероприятий:
- Представлений об устранении нарушений законодательства;
- Требований в порядке ст. 22 ФЗ № 2201-1-ФЗ “О прокуратуре Российской Федерации”;
- Предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований;
- Постановлений о возбуждении производства по делу об административном нарушении;
- Постановлений о назначении административного наказания.
2. Очередность разработки паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортного средства и основные понятия
Перед разработкой паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортного средства перевозчик обязан:

  1. Внести в Федеральное дорожное агентство полные и достоверные сведения в отношении всех транспортных средств для ведения реестра транспортных средств согласно п. 4 ст. 16 № ФЗ-16 “О транспортной безопасности”;
  2. Установить технические средства видеонаблюдения в пассажирском салоне и в кабине управления транспортным средством (отделении водителя) и обеспечить обработку, накопление и хранения видеоинформации (не менее 30 суток) в соответствии с пп. 2 п. 10 Требований, утв.  Постановлением Правительства РФ № 1640 от 08.10.2020 г.;
  3. Разработать и согласовать с уполномоченными подразделениями органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Правила, обеспечивающие реализацию порядка, предусмотренного п. 5 ч. 2 ст. 12 ФЗ № 16-ФЗ “О транспортной безопасности”, в соответствии с пп. 4 п. 6 Требований, утв. Постановлением Правительства РФ № 1640 от 08.10.2020 г.;
  4. Провести обследование транспортного средства и изучить реализуемые на нем меры защиты от угроз совершения актов незаконного вмешательства в соответствии с п. 1.5 ст. 9 ФЗ № 16-ФЗ “О транспортной безопасности”;
  5. Обеспечить подготовку и аттестацию всех лиц, назначенных ответственными за обеспечение транспортной безопасности в компании в соответствии с п. 1-2 ст. 12.1 ФЗ № 16-ФЗ “О транспортной безопасности” и на всех транспортных средствах;
  6. Разработать паспорта обеспечения транспортной безопасности в отношении всех транспортных средствах, с учетом разъяснений, утвердить их и направить в Федеральное дорожное агентство в соответствии с п. 1.1., п. 1.3 ст. 9 ФЗ № 16-ФЗ “О транспортной безопасности”.
3. Основания для проведения проверки перевозчика по транспортной безопасности
Основанием проведения контрольно-надзорных мероприятий является проверка выполнения обязательных требований транспортной безопасности перевозчиками, осуществляющими перевозки пассажиров,  для обеспечения антитеррористической защищенности транспортных средств с целью сохранения жизни и здоровья населения Российской Федерации.
Пример Представления об устранении нарушений ФЗ № 16-ФЗ “О транспортной безопасности”, оформляемого прокуратурой при проведении контрольно-надзорного мероприятия в области транспортной безопасности:

Пример Требования, оформляемого прокуратурой при проведении контрольно-надзорного мероприятия в области транспортной безопасности:

Пример Письма о направлении акта мониторинга безопасности и предостережения, оформляемого Ространснадзором при проведении контрольно-надзорного мероприятия в области транспортной безопасности:

Пример Предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований, оформляемого Ространснадзором при проведении контрольно-надзорного мероприятия в области транспортной безопасности:

Пример Постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, оформляемого Ространснадзором при проведении контрольно-надзорного мероприятия в области транспортной безопасности:

Пример Постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, оформляемого Ространснадзором при проведении контрольно-надзорного мероприятия в области транспортной безопасности: